1. Экскурсионный комплекс по памятникам и историческим местам региона.

Любой регион Алтайского края содержит достаточно много разнообразных объектов древней истории, о которых большая часть населения ничего не знает. Причин сложения такой ситуации несколько. Прежде всего, это небольшой тираж научной литературы, в которой опубликованы сведения о находках археологов, и слабая научно-популяризаторская деятельность исследователей. Археологи зачастую просто не имеют времени на осуществление указанной работы. Проведение археологических полевых исследований – раскопок и разведок – это только часть работы, которая всем видна и приводит к появлению «романтизированных» представлений об исследователях древности. На самом деле это весьма сложная деятельность, имеющая массу совершенно «неромантических» частей. Даже если отвлечься от подготовки экспедиции (поиск финансов, приобретение оборудования, получение разрешения на раскопки – Открытого листа, поиск рабочих, оформление приказа на экспедицию и всех сопутствующих документов, транспортировка до места работ и т.п. ), археолог после завершения работ должен свернуть и доставить домой экспедиционное оборудование и людей, сдать оборудование на склад (частенько приходится его просушивать и переупаковывать), отчитаться перед бухгалтерией о потраченных финансовых средствах, обработать и сдать на хранение полученный материал и полевую документацию, подготовить и сдать Отчет о полевых работах и совершить еще много разнообразных действий и мероприятий. На это уходит основное время исследователей, а кроме этого надо еще нарисовать и описать находки, подготовить научные статьи и монографии. Многие археологи являются еще и преподавателями, поэтому им нужно работать со студентами, проводить лекции и семинары, писать учебно-методические работы и многое другое.

         На фоне такой загруженности археологов становится понятно, почему они практически не занимаются популяризацией знаний. Им просто не хватает на это времени и сил. Поэтому и создан настоящий проект, дающий возможность всем интересующимся древней историей познакомиться с ней самим и рассказать о полученных знаниях своим друзьям, знакомым и родственникам.

         Один из самых эффективных способов популяризации археологических знаний – экскурсия. Это тоже не простое мероприятие и оно требует серьезной подготовки и хороших знаний. Что должен знать человек, который берется за проведение экскурсии по древним памятникам?

  1. Расположение этих памятников на местности и их внешний облик.

Часто археологические объекты не очень заметны на местности. Поселения и грунтовые могильники совсем не имеют видимых признаков. Некоторые курганы столь малы, что экскурсанты, воспитанные на фильмах об Индиане Джонсе и Ларе Крофт, их могут и не заметить.

  1. Историю открытия и изучения памятников. Нередко этот процесс бывает круче иных боевиков. Экскурсовод просто обязан найти наиболее интересные факты и события исследования памятников древности. Если раскопки проходили без интересных происшествий, можно рассказать о чем-то подобном в других местах или о жизни археологов в лагере, тоже, зачастую, не простой.
  2. Экскурсовод должен хорошо представлять датировку и культурную принадлежность памятника и доступно и увлекательно излагать эти сведения слушателям. Для этого хорошо подходят ремарки и соотнесения хронологии объекта с известными событиями в Европе и Азии. Рассказ о поселении раннего железного века, которое существовало в период походов Александра Македонского, а люди на его территории или вечером у костра сплетничали о битве при Гавгамелах или пленении Дария может не просто оживить рассказ, а создать историческую живую атмосферу экскурсии.
  3. Несомненно, экскурсовод должен знать и особенности археологической культуры, представители которой оставили этот памятник. Чем эти людт занимались, куда исчезли, какой след оставили в истории, на каком языке говорили и какой имели облик. Круг интересов экскурсантов может быть достаточно большим, а экскурсовод должен быть готов ответить на возникшие вопросы.
  4. Экскурсоводу неплохо бы иметь и иллюстративные материалы, отражающие особенности памятника. Часто это небольшие одно – двухстраничные буклеты с рисунками находок, фотографиями наиболее интересных моментов исследований. Экскурсовод может очень эффективно использовать буклеты в своей работе.

Все сведения, материалы и буклеты, характеризующие достойный экскурсоведческий объект и используемые при проведении экскурсии образуют комплекс, который именуется «портфель экскурсовода». В его состав входит, конечно, больше материалов, при желании можно посмотреть рекомендуемый состав портфеля экскурсовода в интернете или учебнике «Экскурсоведение». Однако без отмеченных основополагающих сведений ни о какой успешной экскурсии не может быть и речи.

Поэтому одним из итогов Вашего исследования может являться раздел для экскурсионного комплекса «портфель экскурсовода» ориентированного на демонстрацию и описание древних памятников вашего региона.

Last modified: Tuesday, 20 January 2015, 9:37 PM